памятка по инициативному аудиту

С учетом того, что в 2021-2022 гг. многие организации перестали попадать под критерии обязательного аудита, у них встал вопрос о формате продолжения сотрудничества с аудиторской организацией. При этом многие из них (что подтверждают показатели нашей деятельности) продолжают работу с ООО "Илло-Аудит" в рамках проведения ревизии или ИНИЦИАТИВНОГО АУДИТА.

Какие объективные преимущества получает компания при проведении инициативного аудита у нас?

Во-первых, несомненно, это традиционная проверка, с представлением отчета аудитора (при необходимости – подробного фин.анализа), направлением письма в адрес ЛоКУ и выражением мнения аудитора о достоверности отчетности (последнее необходимо не только собственникам и инвесторам, но и банкам-кредиторам, при участии в некоторых конкурсных процедурах и т.п.). Это понятный и традиционный "плюс".

Во-вторых, упрощается процесс составления отчетности, и, соответственно, процедура прохождения аудита:

              После того, как организация перестала попадать под критерии проведения обязательного аудита, она имеет право на применение упрощенных способов ведения учета и составления упрощенной отчетности.

              ЧТО РЕАЛЬНО МОЖНО УПРОСТИТЬ (ведение учета без двойной записи и кассовый метод мы не советуем, так как они нормативно практически не урегулированы и не позволят формировать то, что можно назвать отчетностью; сокращение применяемых счетов в бух.учете также при его типовой автоматизации не имеет смысла):

              - руководитель может возложить обязанность по ведению бух.учета на себя (это уже не будет нарушением);

              - можно не формировать резервы по обесценивание МПЗ (обязанность формировать  резерв по сомнительным долгам остается);

              - допустимо не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в т.ч. не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.);

              - не применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организации";

              - исправлять существенные искажения прошлых периодов без применения ретроспективного подхода (как прочие доходы и расходы текущего года). Аналогично изменения учетной политики можно производить без раскрытия и ретроспективного пересчета показателей (новые ФСБУ также применяются, как правило, перспективно);

              - можно раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций, в том числе:

                            - информацию о связанных сторонах;

                            - информацию по сегментам;

                            - можно принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (если только такое раскрытие не влияет на непрерывность деятельности);

                            - СПОДы раскрываются, как правило, только существенные.

              Организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

              Примечание: мы в такой ситуации чаще рекомендуем все же делать Формы №№ 1-4 (но в "коротком" варианте), а также единые (достаточно краткие) пояснения (вместо пояснительной записки и, так называемой "формы № 5").

              ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОСНОВНЫЕ УПРОЩЕНИЯ, НА НАШ ВЗГЛЯД, СЛЕДУЮЩИЕ:

              - формируем отчетность по сокращенным формам (Ф.1 и Ф.2). Ф.3-5 делаем по желанию (если там есть что-то важное);

              - ПЗ пишем короткую, раскрываем только то, что применяется РСБУ с упрощенным порядком учета и отчетности и иные крайне важные факты (например, когда возникают сомнения в непрерывности деятельности (за счет отрицательных чистых актив) и компании надо написать, что ликвидироваться она не планирует).

              В некоторых случаях (вероятно – в большинстве) – ПЗ вообще перестает быть нужной. Естественно, не пишем ничего про связанные стороны;

              - не применяем ПБУ 18

              - не создаем резерв отпусков.

              Все становится намного проще.

 

              КАКИЕ ВЫГОДЫ ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЛУЧАЕТ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В ТАКИХ УСЛОВИЯХ:

              - проверку произведенных операций, оценку рисков (в том числе налоговых), проверку документации. Выявление вопросов, которые являются проблемными;

              - возможность посоветоваться с аудитором по важным вопросам (при сохранении, конечно, принципа независимости);

              - получение аргументов за "правильное ведение учета" при наличии необходимости убедить руководителя или собственника;

              - меньшие трудозатраты при прохождении аудита (не надо (в большинстве случаев) формировать ПЗ, считать резерв отпусков и т.п.).  В таких условиях, обычно, и цена становится ниже;

              - возможность проверки аудитором порядка перехода на упрощенный учет (как и что списали, что является важным для раскрытия и т.п.).