С учетом того, что в 2021-2022 гг. многие организации перестали попадать под критерии обязательного аудита, у них встал вопрос о формате продолжения сотрудничества с аудиторской организацией. При этом многие из них (что подтверждают показатели нашей деятельности) продолжают работу с ООО "Илло-Аудит" в рамках проведения ревизии или ИНИЦИАТИВНОГО АУДИТА.
Какие объективные преимущества получает компания при проведении инициативного аудита у нас?
Во-первых, несомненно, это традиционная проверка, с представлением отчета аудитора (при необходимости – подробного фин.анализа), направлением письма в адрес ЛоКУ и выражением мнения аудитора о достоверности отчетности (последнее необходимо не только собственникам и инвесторам, но и банкам-кредиторам, при участии в некоторых конкурсных процедурах и т.п.). Это понятный и традиционный "плюс".
Во-вторых, упрощается процесс составления отчетности, и, соответственно, процедура прохождения аудита:
После того, как организация перестала попадать под критерии проведения обязательного аудита, она имеет право на применение упрощенных способов ведения учета и составления упрощенной отчетности.
ЧТО РЕАЛЬНО МОЖНО УПРОСТИТЬ (ведение учета без двойной записи и кассовый метод мы не советуем, так как они нормативно практически не урегулированы и не позволят формировать то, что можно назвать отчетностью; сокращение применяемых счетов в бух.учете также при его типовой автоматизации не имеет смысла):
- руководитель может возложить обязанность по ведению бух.учета на себя (это уже не будет нарушением);
- можно не формировать резервы по обесценивание МПЗ (обязанность формировать резерв по сомнительным долгам остается);
- допустимо не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в т.ч. не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.);
- не применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организации";
- исправлять существенные искажения прошлых периодов без применения ретроспективного подхода (как прочие доходы и расходы текущего года). Аналогично изменения учетной политики можно производить без раскрытия и ретроспективного пересчета показателей (новые ФСБУ также применяются, как правило, перспективно);
- можно раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций, в том числе:
- информацию о связанных сторонах;
- информацию по сегментам;
- можно принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (если только такое раскрытие не влияет на непрерывность деятельности);
- СПОДы раскрываются, как правило, только существенные.
Организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Примечание: мы в такой ситуации чаще рекомендуем все же делать Формы №№ 1-4 (но в "коротком" варианте), а также единые (достаточно краткие) пояснения (вместо пояснительной записки и, так называемой "формы № 5").
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОСНОВНЫЕ УПРОЩЕНИЯ, НА НАШ ВЗГЛЯД, СЛЕДУЮЩИЕ:
- формируем отчетность по сокращенным формам (Ф.1 и Ф.2). Ф.3-5 делаем по желанию (если там есть что-то важное);
- ПЗ пишем короткую, раскрываем только то, что применяется РСБУ с упрощенным порядком учета и отчетности и иные крайне важные факты (например, когда возникают сомнения в непрерывности деятельности (за счет отрицательных чистых актив) и компании надо написать, что ликвидироваться она не планирует).
В некоторых случаях (вероятно – в большинстве) – ПЗ вообще перестает быть нужной. Естественно, не пишем ничего про связанные стороны;
- не применяем ПБУ 18
- не создаем резерв отпусков.
Все становится намного проще.
КАКИЕ ВЫГОДЫ ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЛУЧАЕТ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В ТАКИХ УСЛОВИЯХ:
- проверку произведенных операций, оценку рисков (в том числе налоговых), проверку документации. Выявление вопросов, которые являются проблемными;
- возможность посоветоваться с аудитором по важным вопросам (при сохранении, конечно, принципа независимости);
- получение аргументов за "правильное ведение учета" при наличии необходимости убедить руководителя или собственника;
- меньшие трудозатраты при прохождении аудита (не надо (в большинстве случаев) формировать ПЗ, считать резерв отпусков и т.п.). В таких условиях, обычно, и цена становится ниже;
- возможность проверки аудитором порядка перехода на упрощенный учет (как и что списали, что является важным для раскрытия и т.п.).