Внесены изменения в закон "О бухгалтерском учете" и в НК РФ, которые упростят сдачу аудиторских заключений и одновременно повысят их значимость: сбором аудиторских заключений будет заниматься ФНС. Подробности ниже и по телефонам 50-14-40, 56-60-47

Согласно новому закону с 2020 года формировать государственный информационный ресурс будет ФНС (вместо Росстата): двойная сдача бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая аудиторские заключения (АЗ) при обязательном аудите отменяется(!)).

При этом практически вся сдача будет осуществляться в электронном виде (включая АЗ), что, несомненно, удобно.

Что качается сроков проведения обязательного аудита и сдачи АЗ – они остаются неизменными (он проводится в течение года, следующего за отчетным).

Также напоминаем, что широко обсуждаемые изменения в Закон "Об аудиторской деятельности", которые (в числе прочего) должны были повысить критерии для проведения обязательного аудита, до сих пор не приняты (не прошли второго чтения в Госдуме) и опять находятся на согласовании в Правительстве. При этом нельзя с уверенностью говорить ни о каких-либо сроках их принятия, ни о конкретных ожидаемых изменениях.

Поэтому слухи о кардинальном изменении критериев обязательного аудита на сегодня сильно преувеличены. Более того, уже есть информация, что изменение таких критериев будет (как изначально ожидалось) сопровождаться увеличением (очень существенным) ответственности за непроведение обязательного аудита.

 

Что важно для предприятий и организаций, проводящих аудит:

1. В нашем регионе у некоторых (даже весьма крупных) организаций сложилось в корне неверное понимание этих новаций: аудит никто не отменял (см.выше) и 2018-2019 гг. года мы все работаем в рамках существующей системы.

Более того, понимая специфику налоговых органов и зная практику их работы, надо ожидать, что сдача АЗ ими будет "поставлена на поток" (думаю, что никто не будет спорить с тем, что ФНС умеет заставить соблюдать законы!) и нарушителей явно будут ожидать все предусмотренные наказания (отметим, что законодательство РФ предусматривает здесь не только штраф…).

В такой ситуации, как оценивают эксперты, обязательный аудит с 2019 года действительно перейдет в раздел "обязательных".

 

2. В чем мы отчетливо видим сложность переходного момента для многих организаций:

- если аудит за предыдущие отчетные периоды не проводился, в аудиторском заключении делается специальная отметка (раздел "Прочие сведения"). Получив такое АЗ налоговые органы будут четко знать, что имело место нарушение: аудит в предыдущий год (несмотря на то, что он был обязательный) не проводился, и смогут применить соответствующие санкции;

-  как показывает наша практика, при "первом аудите" количество заключений выданных с оговорками (когда в отчетности имеются существенные нарушения и отклонения) достигает 50%. В ситуации 2020 года, получив аудиторское заключение,  ФНС сразу будет такие отклонения видеть и, что вполне естественно, захочет спроецировать их на ситуацию с налоговым администрированием (читай – оценит налоговые риски).

Все то же самое (в части ошибок) относится и к компаниям, которые "выпадают" из процесса проведения аудита на несколько лет (в особенности, к тем, которые еще не проходили аудит по МСА, ставящим более жесткие критерии к качеству проверки и существенно расширяющим круг поставленных вопросов).

 

Каков видится выход их ситуации: ПРОВЕСТИ ПЕРВЫЙ АУДИТ ДО ПЕРЕХОДА ФУНКЦИИ ПО СБОРУ ЗАКЛЮЧЕНИЙ В ФНС (либо в переходный период "не выпасть" из этого процесса – не иметь непроверенных аудитором периодов).

 

Что мы можем предложить в такой ситуации:

ПОДУМАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЗА 2017-2018 ГОДЫ УЖЕ СЕЙЧАС. Мы, со своей стороны, готовы бесплатно проконсультировать по особенностям применения указанных критериев и специфике проведения аудита за этот период по телефонам

 50-14-40, 56-60-47.